Оригинальный XCOM: Enemy Unknown начинал своё повествование немного пессимистично фразой Артура Чарльза Кларка: «Существуют две возможности: либо мы одни во вселенной, либо нет. Обе одинаково пугают!». Фраза, которой начинали своё выступление по поводу выхода XCOM: Enemy Within представители 2K GAMES, была не менее одиозной, а кое в чём даже и пугающей. «Тот, кто заигрывается игрушками Дьявола, не замечает знамени его за своей спиной» [Those who play with the Devil’s toys will be brought by degrees to wield his sword]. Цитату эту приписывают перу Ричарда Бакминстера Фуллера, который более всего известен миру и широкому кругу читателей по своей книге: “Космический корабль «Земля»”. И цитата эта, пусть хоть и немного кособоко, но затрагивает главный вопрос этого дополнения: «Как далеко вы готовы зайти в интеграции инопланетных технологий, прежде чем потеряете последние связи с теми, кого хотели защитить, и ради кого на пошли на жертву?».
И пусть всё начинается с небольшой генетической модификации кожи, способной выдержать более серьёзную термическую обработку, но спустя мгновение в руках уже «меч Дьявола», и общая с ним схожесть отталкивают от вас обычных людей, заставляя вас злиться, совершать необдуманные поступки и в конце концов принимать его мировоззрение. А может это сделает сама технология, ведь вы её позаимствовали, а не создали самостоятельно. Звучат ли слова Фуллера пророчески? Являют ли они собой некие «спойлер» игры? И что в самой игре «меч Дьявола» − роботизированная рука или нечто большее?
Итак, аддон не изменяет главного: вы всё тот же Командующий. Всё также строится база, исследуются чужеродные технологии, проводятся вскрытия и изобретается новое снаряжение – огромная машина Победы под эгидой организации XCOM куёт будущее без пришельцев. Из предыдущего поста вы уже узнали многое из того, что вводит в игру это расширение, и узнаете ещё – это и новые враги, и классы, и способности, и многое другое. Нечто большее, чем просто усложнение, вводящее в игру гигантских роботов (мехов) с человеческими головами.
Знаете, первое, что меня удивило – это какая-то не состыковка в поведении бойца, когда ему отдали приказ. Нет, он его отлично выполнил, а позже я понял, в чём дело. Организация международная, бойцы собраны со всех уголков мира, и вот, наконец, они говорят не только на том языке, которому их обучили локализаторы и разработчики. Нет, теперь они стараются говорить на своём родном языке, особенно во время напряжённых перестрелок. Ещё бы, не представляю себе русского Ивана, который получив дырку в плече от плазмы, начнёт орать: «Medic… fuck… I need help… fuck… You son of a bitch…», и т.д. Нет, наш боец, будь у него хоть десять дипломов по владению английским языком, выразится более лаконично, трёхбуквенно, повторит несколько раз в разных интонациях, и медик (любой национальности) при этом его прекрасно поймёт. Как выразился один из иностранных журналистов: «Интернациональная команда супер-бойцов наконец-то звучит».
Помните, как мы задавались вопросом морали в самом начале? У пришельцев её нет, зато у них есть Сектоиды, которые являются ментальными и физическими рабами, поэтому вопрос о появлении Мехтоидов стоял лишь один: «когда?». И вот на поле боя появляется нечто, что возвышается даже над не самыми низенькими здоровяками-Мутонами. А знаете, что любят делать во время боёв мехи-люди и мехтоиды? Конечно же сталкиваться в рукопашной, в чём им сильно помогает подробная анимация всего происходящего, ну и конечно «ракетный удар механизированной рукой» (аниме какое-то), которая, уж если не убьёт, то так далеко отбросит… а это уже новые ходы для тактики, ведь врага можно сбросить с крыши здания или обрыва, или, аки Адам Дженсен, подкинуть леща врагу сквозь стену? В конце концов, впервые в игре хоть кто-то может целенаправленно разрушать стены для своих тактических целей.
Таким образом, Мехи являют собой новый надкласс, в чём-то схожий по типу с Псиониками. Для начала работы с преобразованием людей нужно исследовать соответствующую технологию и построить лабораторию кибернетики. Следом вы можете выбрать «добровольца» для ваших ужасающих экспериментов, особенно, если вы всегда хотели почувствовать себя в роли Ричарда Моро, более известного под именем Повелителя.
В общем, суть надкласса накладывает на бойца свой отпечаток, выражаемый в виде пассивного бонуса. Так, бывший Штурмовик получит бонус к сопротивлению урону в ближнем бою, но (впрочем, так произойдёт со всеми модернизирующимися бойцами) при этом древо навыков заменится на новое, а все слоты (инвентарь) будут приспособлены только для «механических» средств – будь то оружие или нечто другое. Само собой это "нечто другое" изначально должны открыть учёные. Мех-штурмовик (временно назовём его так, так как я не уверен в том, что классов мехов действительно хотя бы больше двух) как раз и есть тот самый обладатель чудо-кулака, а кроме того – гранатомётов и другого тяжёлого вооружения, доступного «по стандарту». Суть в том, что вместо оружия можно поставить какой-нибудь гаджет – реактивные сапоги, чтобы запрыгивать на здания; «исцеляющий туман», который можно распылить и вылечить ближайших союзников.
А после возвращения на базу наступает ещё один интересные момент – бойцы вылезают из своих мехов и разгуливают по базе – изуродованные дырами-портами понятного назначения, с обрывками проводов по всему телу. То чувство, когда мы брезгливо морщились от вида «новорождённого» Нео, вылезающего из капсулы, снова вернётся. Раз за разом вы будете возвращаться к вопросу морали, понимая, что у этого бойца, пусть даже добровольца, нет будущего, по крайней мере, мирного.
Все мы помним сцену аугментации Адама Дженсена? Будем ли мы лицезреть столь же гротескное преобразование в игре от Firaxis? Ведущий дизайнер игры Ананда Гупта [Ananda Gupta] выразился более чем ясно: «Подобные сцены в игре могут быть… а могут и не быть».
Моральный выбор, меньшее зло – все силы разработчиков, похоже, были брошены на то, чтобы сделать яркую сказочку о международном единстве и человечности человечества более тёмной и… нуарной, что ли? Нет, наверное, всё же не так. Мы всё ещё представляем Организацию, которая защищает мир от инопланетного вторжения. Мы, никто другой, − последняя надежда, но… иногда, чтобы стать героем, нужно не просто убить врага. Иногда, чтобы стать героем и победить врага, нужно приставить пистолет себе к виску и иметь смелость «потратить последние очки действий». Вот такая пафосная чушь в духе Джона Макклейна, но… иначе-то никак.
В теме "Враг человеческий". Немного об Exalt я уже вам говорил о том, как считал название дополнения чем-то связанным с биологией, или там, более частно, − генетикой. И я дважды был прав. «Враг изнутри (внутри)» − эти слова применяются практически к любому аспекту дополнения, как в переносном смысле, так и в буквальном. И вы сейчас поймёте, почему, ведь речь пойдёт об ещё одном классе – генетически изменённых людях.
Например, снайпер с генами пришельцев, позволяющих имплантировать ему специальный, генерирующий маскировочное поле биотехнологический имплантат. Кроме заметных изменений внешности, делающих бойцов более похожими на пришельцев, для более чёткого отличия ГМ-бойцам визуально изменили броню. Они, как и Мех-бойцы, тоже всё ещё люди, но инопланетные «молекулы» дают им доступ к сверхспособностям. Стать невидимым, перепрыгнуть пропасть или запрыгнуть на здание? Им это доступно. В отличие, правда, от тех же Мехов, генная модификация – это подкласс, как раз-таки абсолютно схожий с Псиониками. Разве что те меняли своё ментальное состояние, а ГМ-бойцы меняют физическое. Совмещать можно, и это открывает воистину огромные возможности по настройке собственных солдат. За различные модификации (мозг, глаза, кожа, ноги, грудь) отвечает генетический материал, который получают наши учёные, занимаясь вскрытием пришельцев. К сожалению, столь грязным делом им не разрешили заниматься в чистеньких обычных лабораториях, поэтому, чтобы начать портить чистоту крови солдат, следует построить лабораторию генетики. А потом уже по накатанной – добровольца на стол – и изменять его геном, раз за разом.
За разом раз... пока, наконец, доктор, создавший очередного монстра Франкенштейна, не почувствует на своей шее острое лезвие собственного скальпеля и не услышит один единственный вопрос. Да, тот самый, про мораль.
На этом пока всё. Однако, как утверждают несколько независимых источников – мехи, аугментации и Exalt – это ещё не все куски вкусного пирога под названием: "XCOM: Enemy Within".